Портфель Гостевая Наши путешествия Если забыли...





Каппадокия Дивеево Рускеальские пещеры зимой Рускеальский мраморный карьер Немда Енотаевка Тула Белое море остров Коневец Беларусь сплав по Шуе снова Беларусь пещера "Ледяная красавица" 2010 пещера "Ледяная красавица" 2011 Вятское путешествие жарким летом Константиново - Пощупово

Рускеальский мраморный карьер зимой 7/01/13

(Отчет Дяди Леши, фотографии: Соколова Таня)

В эти новогодние каникулы у нас традиционные покатушки по Белоруссии как - то не вытанцовывались, да и дела были кое - какие в окрестностях Питера, в общем, решили поменять обычный маршрут. Танюшка сказала, что в плане познавательно - развлекательном (без чего любая поездка теряет смысл), мы должны осмотреть ночную подсветку в мраморном карьере в Рускеале. Потому, что она - разноцветная. Сказано - сделано. Заказали номер на турбазе в близлежащем поселке Ханки (N61 55 23.9 E30 34 08.0) и поехали.

Если кто не знает - Рускеала находится в 25 км северу от Сортавала по дороге к приграничному поселку Вяртсиля. Там остался заброшенный мраморный карьер. Мрамор из него добывали светло-серый, с темно-серыми прожилками. Питерцы могут полюбоваться на образцы этого мрамора посетив, наконец, в сознательном возрасте, Исаакиевский собор, а москвичи - прокатившись до станции метро "Парк культуры" (кольцевая). Мы много раз бывали на этом карьере, но летом. Он представляет собой огромный котлован, залитый зеленоватой, кристально прозрачной водой. Предприимчивые люди взяли его в аренду и организовали там "Горный парк Рускеала" (N61 56 39.9 E30 34 52.4). Можно взять лодочку напрокат и покататься по озеру, окруженному отвесными мраморными скалами, заплыть в гроты, образовавшиеся в результате выработок. Все очень живописно, а в гротах еще и таинственно - страшновато. Там до сих пор бродят привидения горняков - мраморщиков, замученных непосильным трудом на проклятый капитализм. С ржавой киркой на правом плече и в драных призрачных лаптях, с потухшим взором. Говорят, они любят подкрадываться со спины и пугать любопытных туристов. Но их достаточно просто заранее обнаружить. По запаху нестираных онуч.
Кстати, неподалеку находится вполне рабочий мраморный карьер, где ушлые итальянцы добыватто иль мраморо пер палаццо итальяно. Так что полку привидений - жертв беспощадной капиталистической эксплуатации ничто не мешает принимать новые пополнения.

Но я отвлекся. Зимой мы в тех местах еще не бывали, так что нам было любопытно сравнить впечатления. Ну и подсветка - лишний повод для бешеной собаки отмахать тыщщу вёрст. Она ведь - разноцветная! Дорога от Москвы до Питера в целом не заслуживает отдельного упоминания. Она сильно изменилась за те 20 лет, что мы ее утюжим. Тот, кто впервые соберется повоевать с Е-105 может вполне оценить ее состояние в начале 90-х по участку, проложенному в объезд Торжка. Энтузиасты - любители истории из Федеральной Дорожной Службы бережно сохраняют этот исторический памятник в первозданном состоянии. Так что, увидав стелу "Торжок", заранее снижайте скорость для того, чтобы полюбоваться ископаемым асфальтом. И сберечь подвеску.

Дорога Приозерск – Сортавала (А-129) - самая весёлая из всех, по которым мне доводилось ездить. (Заранее оговорюсь - по горам я не ездил.) Я познакомился с ней еще в середине 90-х. Тогда она была почти целиком грунтовая, но после границы Карелии очень гладкая. А профиль! Душа поёт! Короткие, но крутые взлёты-подъёмы, резкие перегибы–спуски с трамплинами и крутыми поворотами в любую сторону (поди, угадай!) сразу за переломом, крутые равнинные повороты с бэнкингом, узкие прорези в скалах с приоритетным движением, где двум машинам не разойтись - и всё это 140 км без передыху! В наше время большая часть дороги - от Лахденпохья до Сортавала заасфальтирована, но это отнюдь не уменьшило ей шарму. Как-то мы видели, как на этой дороге тренировались раллисты. Зрелище было потрясающим! Одно дело по ТВ смотреть, как они разворачиваются вокруг передней оси, другое – когда то же самое проделывают участники одного с тобой дорожного движения.
Справедливости ради, надо сказать, что ребята вели себя очень корректно, тренировка была на время, мы сильно им мешали, но никаких «уроков правильной жизни» в виде подрезок и прочего и в помине не было.
Ну и мы старались по возможности жаться к обочине, не портить людЯм статистику. Глядя на этих лихих парней, поневоле ощущаешь, как внутри начинает шевелиться маленький такой лёбчик (Врезка. Себастьен Лёб – бессменный чемпион мира по ралли 2003-2012 гг. Ездит на Ситроёне – почти коллега). Так и тянет придавить педальку газа, чтобы почувствовать, каково это, когда задний мост едет не совсем туда, куда передний. Ну говорю же – весело!
Но это летом, а вот зимой…
Дамы, прошу пока посмотреть куда-нибудь в сторону. Признаться, я здорово струхнул, когда сразу же за околицей Приозерска началась эта самая дорога, сплошь покрытая кусками намерзшего льда и неубранного снега. Первый десяток – другой километров пришлось серьезно побороться с желанием развернуться на 180 градусов, решительно наплевав на чудесное зрелище подсветки. Даже разноцветной.
Дамы, можно повернуться обратно, далее я выгляжу уже вполне мужественно.
Но постепенно я втянулся и даже стал получать некоторое удовольствие. В основном там, где какой-нибудь раззява по оплошности сыпанул горсть – другую песку. Езда по кускам льда сильно напоминают тот же процесс, когда под колесами вдребезги разбитый асфальт, для подвески это одинаково не полезно. Моя свежеотремонтированная подвеска решительно пришла в доремонтное состояние после преодоления всех 300 км этой пытки (Туда + обратно). Наибольшее впечатление оставил один крутой спуск с поворотом, который мы преодолели с педалью тормоза судорожно вжатой в пол под треск верной АВС – и не снижая скорости. Любопытно, что в экстремальных ситуациях вазомоторные реакции выходят из-под контроля. Так я заметил, что с приближением к перегибам, мы оба поелику возможно больше вытягивали шеи, чтобы побыстрее заглянуть за гребень, хоть, понятен пень, толку от этого не было никакого. Наверное, со стороны это смотрелось забавно, но нам в тот момент было по понятным причинам не до смеху. Но, как учил классик, дороге «как и всякой муке приходит конец».
До Сортавалы мы доехали одним куском.
Кто будет в тех местах и озадачится проблемой «покушать» - рекомендую кафе «Релакс» (Карельская ул. 29. N61 42 14.7 E30 41 35.4). Кормят очень вкусно, меню разнообразное, порции большие, цены приемлемые и кофе очень даже неплохой.


Поехали на турбазу, устроились там в весьма спартанском, но теплом номере и сразу же поехали на карьер, поскольку уже стемнело.

«Ну что сказать, ну что сказать…»(с). Подсветка там действительно разноцветная, но вот овчинка выделки явно не стоит.




На другой день сходили на знаменитый Рускеальский водопад. Чем, говорите, он знаменит? Там снимали один из эпизодов очень хорошего кинофильма по повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие». Помните, наши лежат в засаде, ждут двух немецких разведчиков у быстрой речки, и немцев-то оказывается целых 16 штук. Вот в роли быстрой речки как раз и снимался Рускеальский водопад. Замерз он, бедняга, течет в ледяной трубе, не водопад, а какое-то недоразумение. Хотя он и раньше не был-то водопадом, а в лучшем случае – порогом.

И тут нам подсказали, в горном парке есть еще одно чудо природы – провал. Ну мы и пошли туда.
Провал оказался старой выработкой в толще мрамора, опять же заполненной водой. Летом туда не попасть, а вот зимой ребята – альпинисты спускают туда, на лед всех желающих на настоящей альпинистской обвязке.




Внизу там расходятся во все стороны гроты – выработки. Сверху капают грунтовые воды и красота, братцы, неописуемая!
Я уже больше трындеть не буду, посмотрите сами.























Вот тут-то мы с Танюшкой переглянулись и дружно согласились, что съездили мы в это замечательное путешествие не зря.





E-mail: skeramos@tochka.ru