Портфель Гостевая Наши путешествия Если забыли...





Немда Енотаевка Тула Белое море остров Коневец Беларусь сплав по Шуе снова Беларусь пещера "Ледяная красавица" Рускеальский мраморный карьер

Центр Европы. Туда и обратно. (4/01-8/01/2010)

(Москва - Питер - Полоцк - Глубокое – Поставы – Нарочь – Вилейка – Молодечно - Минск - Москва)

Поездки на автомобиле – неистощимый источник знаний. Вот и мы с Танюшкой в ходе недавней новогодней поездки узнали:

  • где можно перекусить с видом на центр Европы.
  • что каждого россиянина, въезжающего в Белоруссию ждет как минимум один приятный сюрприз
  • можно ли отведать яишенки от белорусских страусов
  • чем отличается работа дорожно-коммунальных служб в РБ и РФ
  • что такое «мачанка» и «кумпячок»
  • почему Александр Матросов лег грудью на амбразуру ДЗОТа
  • где родился авиаконструктор Павел Сухой
  • какая у белорусов любимая буква алфавита
  • «бульбаш» - слово ни для кого не обидное
  • почему в Белоруссии нет смысла искать заправку подешевле. Впрочем, обо всем по порядку.

ПУТИ - ДОРОГИ

У нас стало уже доброй традицией во время новогодних каникул устраивать покатушки по Белоруссии. В этот раз нам пришлось сделать небольшой крюк и заехать по делам в Питер, а уж оттуда – в Полоцк. Сказано – сделано, первого проспались, второго с утра пораньше выехали.
Окончив свои дела в Питере, и полюбовавшись на прекрасную новогоднюю иллюминацию этого горячо нами любимого славного города, мы собрались 4-го января выехать в Белоруссию.

Дорога от Питера до Полоцка проходит через Лугу, Псков, Остров, Опочку и Себеж (551 км). Качество шоссе вполне приличное, к тому же, путешествующих ожидает приятный сюрприз – наконец – то открыта объездная дорога вокруг Луги! Теперь уже нет нужды выписывать кренделя по узким улочкам этого премилого города. Остальные города давно уже снабжены объездами, так что тем, кто хочет полюбоваться их красотами и чудесами надо ехать напрямки, а нам в этом нужды не было – не впервой, чай. Мы были вполне удовлетворены чудными видами на заснеженные ели и заиндевевшие березы.

Единственное, что привлекло по дороге внимание – указатель на мемориал генерала Т.А. Апакидзе в районе деревни Черепягино под Островом (N57 16 08.9 E28 24 30.8). Объясняю исключительно для барышень. Тимур Автандилович был летчиком высочайшего класса, он первым сумел посадить самолет на палубу российского авианосца, был одним из пяти летчиков, умеющих делать «Кобру Пугачева». Мемориал установлен на месте его трагической гибели. Мы бы обязательно туда заехали, но зимой для этого нужен трактор или вездеход, а мы ехали на обычном седане.

А вот в Опочке нас ждал неприятный сюрприз. Дорога, ведущая к границе (А-117) была обозначена как платная. Обычная федеральная дорога, построенная на уплаченный нами транспортный налог – но проезд по ней – за деньги. С каждой легковой машины на пограничном пункте Долосцы берут по 220 р. за 84 км. Если кто – то поедет по нашим следам, я думаю, есть смысл в Себеже взять правее и перейти границу через Байдаково – Кострово (N56 05 00.6 E28 17 41.9). У меня сложилось впечатление, что там денег за проезд не берут, а крюк получается относительно небольшим.

Но вот, наконец, и граница. С российской стороны вся процедура свелась в взиманию мзды за проезд по дороге. На белорусской стороне на наших глазах даишники (от ДАИ – Державная Авто Инспекция) отобрали у мужичка на жигуле с местными номерами несколько 5-литровых бутылей с красной жидкостью, похожей на домашнее вино и погрузили себе в машину. Пограничники – таможенники при этом почему-то скромно стояли в сторонке. Нас пропустили беспрепятственно, даже не проверяя документы и, что особенно обидно, свежекупленную страховку.


Первое, что видит путешественник, въезжая в Беларусь – огромный плакат «Дороги – лицо нашей страны». Если это так, то могу смело сказать, что у тётушки - Белоруссии лицо гладенькое, как у 16-летней девушки, ведущей здоровый образ жизни – без морщин, оспин и прыщей. О белорусских дорогах можно слагать поэмы и оды, но я не Гоголь, поэтому буду краток.
Во-первых, поражает развитость дорожной сети. Практически в любой населенный пункт можно попасть 2 – 3 путями минимум.
Во-вторых – качество дорожного покрытия. Оно превосходно. Любая проселочная дорога в этом смысле не уступает главной магистрали страны – Олимпийской трассе М-1. Конечно же, если на дороге ведется ремонт, тогда проезд бывает затруднен, но это – не в счет. Зимой ездить труднее, чем летом, не всегда дорожные службы успевают в нужное время (то есть, непосредственно перед вашим проездом) расчистить дорогу, но тут уж деваться некуда.
В-третьих, дороги прекрасно оснащены. Эталоном в этом отношении является главная дорога страны – М-1, протянувшаяся через всю РБ с востока на запад от границы Смоленской области до Бреста. Представляет собой четыре полосы с разделительным газоном или барьером с ограничением скорости на разных участках 110 – 120 км/ч для легковых машин и 90 – 110 км/ч для грузовых. Через каждые несколько км установлены красные аварийные телефоны. Периодически встречаются площадки отдыха с крытыми рублеными беседками, картой района местонахождения, мусоросборником, туалетом и пр. В прошлом году нам довелось видеть, как в праздники местные жители приезжают пикниковать на эти площадки – настолько они удобны. Пешеходные переходы оборудованы сигнализацией и предупреждающими знаками, нанесенными прямо на асфальт. Право, у меня сложилось впечатление, что на деньги, израсходованные на них, вполне можно было построить легкие пешеходные мостики через дорогу.

Края обочины через каждую сотню метров обозначены красно – белыми вешками.

Для иностранцев дорога платная. От Минска до российской границы расположены 2 пункта сбора денег. С россиян берут по 0,5 € ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО РОССИЙСКИМИ РУБЛЯМИ (не забудьте оставить при себе рубли на путь туда и обратно), но за проезд по такой дороге не жалко и заплатить, тем более такую смехотворную сумму (сравните с написанным выше про А-117). Остальные, виденные нами дороги оборудованы не столь роскошно, но вот ограничительные вешки стоят практически везде, очень помогая ориентироваться на заснеженной дороге.

Лично мое мнение – в Белоруссию стоит поехать даже чтобы просто получить удовольствие от покатушек по прекрасным дорогам. ДАИ тоже не сильно донимает, большей частью их деятельность кипит в городах. Местные жители мне говорили, что на М-1 вообще не бывает даишных засад, но оказалось, что это не так. На обратном пути из Минска в Москву мы видели на этой дороге «выездную сессию» в единственном месте, где она пересекает населенный пункт с полувенгерским названием Буда (N54 41 26.2 E30 58 52.6). Угадайте, чем они были заняты? Правильно – тормозили тех, кто не умеет это делать самостоятельно.
А вот дорожно-коммунальные службы Белоруссии огорчили. Оказалось, что в отличие от российских, они работают не по погоде, а по расписанию. Домой из Минска нам пришлось выезжать рано утром после обильного снегопада по нерасчищенным дорогам. Но ничего – справились.

Ну и пару слов о Минском шоссе М-1. Переход границы прошел быстро и без проблем. Кстати, со всей ответственностью рекомендую в качестве последней перед границей заправки в этом направлении «Сибнефть» (N54 43 08.1 E31 16 53.8) , бензин приличного качества чуть не на полтора рубля дешевле, чем на всех окрестных АЗС, бесплатный туалет, неплохое кафе, мини – отель и, главная примета хорошей стоянки, - полно припаркованных дальнобойщиков.

ЧУДЕСА И КРАСОТЫ

1. ПОЛОЦК.




Этот старинный, русский город впервые упоминается в летописи в 862 г., Лежит на месте впадения р. Полоты в Западную Двину. Мы давно мечтали посетить его. Я – потому, что именно сюда князь Ярослав Всеволодович направил в 1236 г. на стажировку к полоцкому князю Брячиславу своего сына Александра. Будущий святой успешно погонял по местным лесам литовцев, набрался воинского опыта. Это позволило ему через 4 года разгромить шведов в устье Ижоры и заслужить почетное прозвище «Невский». Тане просто хотелось послушать орган в знаменитом Софийском соборе Полоцка.

Остановились мы в самом центре города в гостинице «Двина». Знали мы про неё только то, что находится она «на Скорины». Вот и спрашивали у местных «как проехать на Скорины?» - и все показывали нам в разные стороны. Люди! Знайте, что для Полоцка правильный вопрос – «Как проехать в гостиницу?», потому что в этом городе есть площадь, проспект и улица, названные именем великого белорусско-чешско-итальянского первопечатника Франциска Скорины! И показывая в разные стороны нас – таки никто не обманул, просто каждый имел в виду свою часть города. В гостинице выяснилось, что жить-то на самом деле мы будем не только в центре Полоцка, но и ни много, ни мало в центре Европы! Да-да, не смейтесь, полочане в 2008 году выяснили, что географический центр Европы находится не где попало, а как раз в их славном городе, аккурат напротив гостиницы «Двина». По сему случаю был установлен очень оригинальный памятный знак, на который так приятно любоваться сидя в ресторане гостиницы, попивая прекрасную водочку «Бульбаш» и закусывая чудными драниками!

Памятный знак строго ориентирован по сторонам света, а на некотором отдалении от него в тротуар вмонтированы таблички с названиями и координатами самых крайних точек нашего континента. В подтверждение истинности пребывания с таком выдающемся месте, каждый может получить специальный сертификат. Господа лондонцы – римляне, мадридцы – парижане и прочие там москвичи, включите ваши навигаторы, снимите координаты места, где находитесь, сравните с теми, что на снимке и осознайте, наконец, в каком глухом европейском захолустье вы живете!

Там же, неподалеку стоит еще один интересный памятник – главной букве белорусского алфавита «У краткое» - Ў. Надпись на нем гласит: «…АД ЕЎФРАСIННI, АД СКАРЫНЫ,… АД ПОЛАЦКА ПАЧАЎСЯ СВЕТ»

Вообще в Полоцке очень много памятников. Недаром жители называют его городом – музеем. Не говоря уж о Франциске Скорине, есть еще памятник Симеону Полоцкому – первому российскому пииту, предшественнику Тредиаковского и Ломоносова, воспитателю детей царя Алексея Михайловича Алексея, Софьи и Федора

Есть два памятника полоцким князьям, правившим в XI веке – Всеславу Брячиславовичу, конный смотрится очень внушительно и в XIV веке – пеший, но с мечом мы случайно обнаружили уже поздно вечером и толком рассмотреть не успели. Есть памятник герою обороны Порт – Артура Р.И.Кондратенко

Кроме того, во время войны 1812 года под Полоцком состоялись 2 крупных сражения, в память о которых власти собираются установить памятник, ограничившись пока что закладным камнем, и восстанавливают памятник героям Отечественной войны 12-года, установленный еще до революции

И конечно же есть памятник Евфросинье Полоцкой, великой русской просветительнице, святой покровительнице на только Полоцка, но и Белоруссии. Конечно же, мы посетили основанный ею Спасо – Евфросиньев монастырь и поклонились святым мощам этой великой женщины. И еще помолились за обретение креста Евфросиньи. Крест Евфросинии Полоцкой, как и Янтарная комната, входит в десятку самых ценных пропавших предметов искусств. По преданию, обретение Креста Евфросинии Полоцкой ознаменует подлинное возрождение Белоруссии. Чего мы ей искренне желаем.

Неповторимое очарование придают Полоцку разные городские скульптуры, расставленные по всему городу.

Особенно забавно смотрится скульптура «Полоцкий купец». Кроме того, достопримечательностью является таинственный Борисов камень – валун с грубо высеченным на нем крестом и таинственными письменами. Что это за камень и для чего он был когда-то нужен – до сих пор никто толком не знает. А еще в Полоцке много музеев, очень интересный Краеведческий музей, музей Боевой Славы, Экологический музей, обойти их все нам двух дней не хватило. Особенно нам понравился музей книгопечатания, где в очень доходчивой форме показана вся история книги – от древних рукописей до печатных станков

Но наиболее сильное впечатление на нас произвело посещение Софийского собора, который является архитектурной доминантой города. Некогда на этом месте был православный собор, позднее на его фундаменте построили католический костел с великолепным органом. Сейчас там музей.

Нам посчастливилось попасть на концерт замечательного музыканта Н.Погорелой. Орган, конечно же, надо слушать вживую, никакая запись не может передать величие его звуков. Фрагмент выступления можно послушать здесь

2. ГЛУБОКОЕ – ПОСТАВЫ – НАРОЧЬ – ВИЛЕЙКА – МОЛОДЕЧНО

Утром 6 января мы поехали дальше на г. Глубокое. Объезжая город, мы обратили внимание на два собора, возвышающиеся над прочими строениями и конечно же заехали на них посмотреть. Это оказались Троицкий костёл 16 века и православный собор Рождества Богородицы, построенный в 14 веке как костёл, но позже ставший православным – поменяли кресты и иконы, переосвятили – и всех делов.

А на выезде из города стоит памятник знаменитому уроженцу Глубокого - авиаконструктору Павлу Сухому. Настоящий штурмовик СУ-17 на постаменте. На обратной от дороги стороне на одном из лючков надпись мелом – «Сюда не писать!»

На пути к Поставам в селе Лучай по информации, полученной от других путешественников, должна располагаться страусиная ферма. Мы заранее свернули с трассы Р45/А235 и кратчайшим путем проехали в село. Но там никакой фермы не оказалось, зато мы осмотрели очень красивый католический костёл. А ферма оказалась расположенной прямо на трассе, нам пришлось возвращаться назад. У нее очень романтичное название – «Соловьиная роща». При ферме есть кафе, но блюд из страусятины там не подают и деликатесными страусиными яйцами не торгуют. К нашему разочерованию, оказалось, что белорусские страусы, в отличие от наших, российских, не несутся. А какая из яиц наших исконно русских страусов яишенка получается – пальчики оближешь! Может это из-за того, что страусы там бродят на свежем воздухе, без всякого помещения, типа размножаться стесняются?

У въезда в Поставы стоит на постаменте еще один самолет – МИГ-23. Памятный знак в честь летчиков выполнявших свой воинский долг на аэродроме Поставы в 1953 – 1995 гг.

В самих Поставах, как оказалось, делать особо нечего. Дворец (он же замок) Тизенгаузов по виду и назначению оказался обычным, ничем не примечательным домом культуры. В общем, перекусив в очень даже неплохом кафе на пл. Ленина (бывшая Торговая) прекрасно приготовленной мачанкой (это картофельные оладьи – драники с мясом и соусом) мы поехали дальше.

Слудующим пунктом на нашем маршруте была Нарочь. Туда мы приехали в надежде пообщаться с Зюзей Позерским и посетить его резиденцию. Этот Зюзя – аналог нашего Деда Мороза. Но по приезде в Нарочь мы жестоко опешились – в местном турбюро нам не могли толком рассказать, как найти его резиденцию, к тому же выяснилось, что принимают там только организованные группы. В общем, несолоно хлебавши, мы отправились дальше. Сама по себе Нарочь – прекрасное место для летнего отдыха. На песчаном берегу большого озера в чудном сосновом бору расположены гостиница, санаторий и несколько кемпингов, но зимой там делать откровенно нечего, поэтому мы двинулись в сторону Минска. Недалеко от Нарочи наше внимание привлек огромный ветряк – Белоруссия во-всю осваивает альтернативные источники энергии.

По дороге мы проехали по городам Вилейка и Молодечно, но ничего достойного внимания поверхностным взглядом не заметили. В Вилейке мне было интересно посмотреть на 34 узел связи военно – морского флота, через который идет связь с подводными лодками, но я его как-то не заметил. Да и собственно, что я хотел увидеть? Забор, казарму и пару антенн? Это я уже потом сообразил, что смотреть-то не на что, а тогда мне было очень досадно. Вечером, проехав 350 км, мы были уже в Минске.

3. МИНСК – «ЛИНИЯ СТАЛИНА»

На другой день утром, не сумев пристроиться к автобусной экскурсии по Минску, мы поехали в район Заславля на мемориал «Линия Сталина» (N54 03 30.0 E27 17 48.4). Об этом мало говорится в тех учебниках истории, по которым меня учили, поэтому объясню подробнее. К 1939 году в СССР была выстроена мощная оборонительная линия, идущая вдоль всей тогдашней западной границы от Черного до Балтийского моря, плюс Карельский перешеек был перегорожен от Финского залива до Ладожского озера. Все вместе получило название «Линия Сталина» и представляло собой цепочку укрепрайонов с ДОТами и другими укреплениями буквально нашпигованными пушками, пулеметами, танками и другой боевой техникой. С началом войны с Польшей и занятием Прибалтики, Красная Армия покинула эту линию, боевая техника была снята, укрепления опустели. А в 1941 – м году наши войска отступали так быстро, что закрепиться на ней не смогли. В 2003 году недалеко от Заславля на базе оставшихся с тех времен ДОТов и капониров был создан грандиозный мемориал, позволяющий живо представить себя на месте настоящего бойца – красноармейца. Слегка поднапрягши воображение, можно не только «подстрелить» пару – тройку «Тигров» и «Пантер»,

«скосить из пулемета» цепь наступающих фашистских оккупантов,

и «сбить» десяток-другой «Мессершмидтов» и «Фоке-Вульфов»,

но и «обнаружить» подозрительные перемещения противника и первым «доложить» об этом командованию

До этого я имел представление о ДОТах основанные только на тех наспех сооруженных бетонных колпаках, которые до сих пор можно встретить под Питером и Москвой. На самом деле это были мощнейшие сооружения из нескольких помещений, в том числе для размещения поражающих средств, командирского отсека с перископом, хранилища боеприпасов, отсека связи с рацией, фильтро – вентиляционной установки и так далее. Все было настолько продумано, что даже были предусмотрены стационарное охлаждение пулеметов и отсос пороховых газов на ФВУ. Сами сооружения имели сектор обстрела более 180о. Подвиг Александра Матросова предстал для меня в совершенно ином свете. Он лег на амбразуру, потому, что гранату забросить туда невозможно. И еще, если бы даже нашелся какой-нибудь героический Йоган Зееман, подвиг Матросова ему повторить бы по – любому не удалось – у Сталинских ДОТов амбразуры были расположены высоко над землей.

Кроме старинной, на мемориале развернута обширная выставка современной боевой и инженерной техники – от печально знаменитого МИГ-25 до совершенно поразившей моё воображение 230-миллиметровой самоходной гаубицы

Сам мемориал задуман как интерактивное комплекс, ориентированный в основном на летний период. Там можно реально пострелять из разнообразнейшего оружия – от ППШ и «Шмайсера» до РПК (зимой – только холостыми патронами, тир закрыт), походить по ходам сообщения, сделана действующая паромная переправа и прокат десантных лодок. Летом там разыгрываются целые показательные бои. А уж как здорово, набегавшись по огромной территории умять миску солдатской каши и тяпнуть наркомовские сто грамм! Гостям, кстати, в виде главного сувенира предлагаются эксклюзивные сорта водки «Линия Сталина» и «Наркомовские сто грамм». Венчает экспозицию новенький памятник И.В.Сталину, 130-летие которого очень широко отмечалось в Белоруссии, как это видно на снимке

В общем, мемориал произвел на меня очень сильное впечатление, по мне, так это самое интересное, что нам удалось увидеть в ходе этой поездки.

Остаток дня мы провели в поездке по Минску. Осмотрели новенькую Государственную Библиотеку (N53 55 57.4 E27 38 58.4) весьма необычной архитектуры.

К великому сожалению внутрь нам попасть не удалось – все было закрыто по случаю праздников. Зато вечером мы были вознаграждены чудесным видом очень необычной подсветки этого здания. Подсказываю, чтобы лучше всего насладиться этим зрелищем, нужно вечером доехать на метро (билет стоит около 7 наших рублей!) до станции «Московская» и пройтись пешком до следующей станции «Восход» - уверяю, не пожалеете.

И конечно же посетили Комаровский рынок (N53 55 10.7 E27 34 40.0), где по доброй традиции запаслись вкуснейшими белорусскими мясными и молочными продуктами. Наверное именно так наши отцы и деды представляли себе светлое коммунистическое будущее.

А на другой день мы вернулись в Москву. Жалко было уезжать из прекрасной, гостеприимной тётушки – Белоруссии, но еще вернемся, обязательно вернемся! Трек нашей поездки можно посмотреть здесь.



E-mail: skeramos@tochka.ru